МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Развиваем речь

Логункова Валентина Александровна,
воспитатель высшей категории,

специалист по развитию речи

Чем занять досуг ребенка?
Развиваем речь детей!

    Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.
    Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно по тому,  как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
    Как этого достичь? Достаточно ли просто играть с ребенком, читать ему книги, поправлять ему речь?  Оказывается, нет! Без занятий по развитию мышления и речи не обойтись.
   Обратите внимание на то, чтобы у ребенка перед началом занятий был положительный эмоциональный настрой. Если ребенок устал или по какой-то причине не хочет в данный момент заниматься, лучше отложить занятие на более удобное для него время.
    Не забывайте похвалить маленького ученика за любые,  пусть даже самые незначительные успехи. Помните, что Ваше доброе слово поможет ребенку справиться с любыми трудностями.
Совместные игры и занятия помогут вам самим «подготовиться» к первому классу. Вы вспомните и активизируете те знания, которые потребуются, чтобы действительно помочь вашему ребенку в его первый школьный год. Вам уже не будут казаться чрезмерно сложными современные буквари и учебники по русскому языку, потому что вместе с ребенком Вы научитесь «решать» хитроумные языковые и речевые задачи, отгадывать ребусы и загадки, сочинять стихи и рассказы и делать еще множество полезных и, оказывается, очень интересных вещей.
Предлагаю в совместной деятельности с ребенком использовать  следующие дидактические  игры, способствующие развитию речи старшего дошкольника.

«Закончи предложение»
(употребление сложноподчиненных предложений)

  • Мама положила хлеб….куда? (в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар….куда? (в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его ….куда? (в салатницу)
  • Папа принес конфеты и положил их….куда? (в конфетницу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что….(заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что….(холодно)
  • Я не хочу спать, потому что….(еще рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если….(будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы купить….(продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы….(спастись от собаки)

 

   «Режим дня»
   8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определенной последовательности и объяснить.

   «Кому угощения?»
   (употребление трудных форм существительных)

   Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предполагаются картинки с изображением медведя, птиц – гусей, кур, лебедей,  лошади,  волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жираф, слона. Кому мед?
   Кому зерно? Кому фрукты?

   «Назови три слова»
   (активизация словаря)

   Дети Становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
   Что можно купит? (платья, костюм, брюки)
   Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т.д.

   «Кто кем хочет стать?»
   (употребление трудных форм глагола)

   Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудвых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолета). Кем они хотят стать? (Они хотят стать летчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

   «Кто кем был и что чем было»
   (активизация словаря, развитие мышления).

   Кем или чем раньше был цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.

   «Подберем рифму»
   (развивает фонематический слух).

   Взрослый объясняет, что  все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие,  которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
   По дороге шел жучок,
   Песню пел в траве … (сверчок).
   Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

   Использование речевых игр в совместной деятельности с ребенком позволит ему перейти от беззаботного дошкольного детства к нелегким обязанностям школьника менее болезненно.

   Успехов Вам на совместном пути в мир родного языка и речи!