МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Булатова М.С. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

Булатова М. С.
МБДОУ «Детский сад № 353 г. Челябинска», г. Челябинск

 

В статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии в условиях группы комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи. Особый акцент сделан на  использовании игровых технологий в процессе занятия пластилинографией.  

 

В процессе работы в группе комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) перед нами встал вопрос о том, как организовать деятельность дошкольников разного уровня физического и психического развития в свободное от регламентированного образования время, уделив при этом особое внимание развитию мелкой моторики.

Выбор остановился на таком увлекательном направлении, как  пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел и «графия» - создавать, изображать. Пластилинография – эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребенка.

Данная техника хороша тем, что позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.

На начальном этапе мы знакомились с материалами и инструментами, которые необходимы для создания пластилиновых картин (пластилин, картон, акварельная бумага, оргстекло, стеки, трубочки, бросовый материал и т.п.). Рассмотрели различные виды картин, выполненные в технике пластилинографии, отметили способы нанесения пластилина на основу:

  • прямая пластилинография, когда пластилин наносится на горизонтальную поверхность путем размазывания;
  • витражная: пластилин наносится на прозрачную поверхность, лучше использовать оргстекло или пластик;
  • модульная: картина выполнена из валиков, шариков, дисков; 
  • мозаичная: картина выполнена из пластилиновых шариков; 
  • монтурная: пластилиновые жгутики выкладываются по контуру изображения; 
  • многослойная: картина выкладывается объемно, путем нанесения пластилина разных цветов друг на друга; 
  • фактурная: это более выпуклая картина, пластилин наносится валиками или штампиками.

Поиграли с пластилином, знакомясь с новыми приемами, которые используются непосредственно в пластинографии – это размазывание пластилина по плоскости, сплющивание, раскатывание, вытягивание, смешивание цветов путем накладывания разных цветов пластилина один на другой, научились выкладывать картину из пластилиновых шариков, пластилиновых жгутиков.

На занятиях пластилинографией мы используем:

  • восковой пластилин, который отличается от традиционного большей пластичностью;
  • шариковый пластилин – пластилин, который состоит из мелких шариков, соединенных специальным клеевым раствором;
  • пластилин с дополнительными свойствами: легкий пластилин (затвердевающий после окончания работы), перламутровый, светящийся в темноте и др.

Совместная деятельность с детьми целиком проходит в форме игры. Ведь игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

На каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. Выполняя работу, дети получают радость от того, что они помогли зверушкам найти друг друга.

Я предоставляю детям возможность сами решить, как будет оформлена их картина, даю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Поэтому все поделки получаются разными, красивыми и интересными. Так, например, у детей с нормой картина выполнена в смешанной технике: дети использовали и приемы нанесения жгутиками и заполнение рисунка шариками. С детьми с ОНР мы выполняли работу в технике мозаичной пластилинографии (шариками).

Самое трудное для детей с ОНР было делать шарики одинакового размера. Чтобы справиться с этой задачей, мы для начала скатывали колбаску пластилина, затем разрезали ее стеком на равные части, из полученных частей уже скатывали одинаковые по размеру шарики.

Дети с нормой всегда охотно включаются в работу, детям же с ОНР иногда нужно было время для включения, им необходимо было увидеть результаты своих друзей.

Дети  с ОНР нуждаются в поддержке, они зачастую не уверены в результате, у них присутствует страх неудач. Поэтому так важно, чтобы педагог смог найти нужные слова поддержки, внушить веру в положительный результат работы.

В игровой форме дети с ОНР обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, формируется и активизируется словарь.

Так, при изготовлении картины «Ежик» мы можем пофырчать, разглаживая пластилин по плоскости, сделать пальчиковую гимнастику «Ежик колкий», проговорить потешки и скороговорки во время скатывания пластилиновых шариков, повторить времена года, назвать их отличительные признаки, повторить последовательность месяцев.

     При обучении ребят техникам и практикам работы с пластилином  постепенно повышается сложность заданий. Для первых творческих уроков подбирался несложный сюжет картины, с небольшим количеством мелких деталей. Преимущественно это была мозаичная и плоскостная пластилинография. С получением первоначальных навыков создания пластилиновой картины, ее сюжет усложняется, добавляются мелкие детали, техники могут смешиваться.

Активно практикуясь, продвигаясь от простых к более сложным работам, дети нашей группы выработали навыки планирования и анализа.

Работа в данном направлении строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников.

Например, осенью сделали картины «Осеннее дерево»; «Ежик», «Красавица Осень»; зимой — «Веселый снеговик»; к новогодним праздникам — «Ёлочный шар», для пап и дедушек мы приготовили медали, а для любимых мам и бабушек цветочные композиции.

Выполнив творческие работы, мы устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения.

Подводя итог, можно сделать вывод, что занятия пластилинографией помогают улучшить у детей с нормой и детей с ОВЗ навыки мелкой моторики, позволяют укрепить силу рук, движения обоих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руки к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Дошкольники стали более сосредоточенными, самостоятельными и внимательными. У детей выработалась усидчивость и концентрация внимания. Занятия помогли улучшить детям память и развить фантазию.

Работы дошкольников по нетрадиционной технике пластилинографии приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

 

Список литературы:

  1. Давыдов Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдов. – М.: Издательство «Скрипторий», 2008. – 80с.
  2. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста / И. А. Лыкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 239 с.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальчиков / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, Спб.: «Сова», 2006. – 235с.