МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Коваль М.С. Цикл занятий по речевому развитию (4-5 лет)

Коваль Мария Сергеевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска» / филиал/

 

Конспекты

непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие»

 в средней группе

По теме: «Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Занятие 1.

Задачи:

  • Познакомить со словами противоположными по значению – антонимами,
  • расширять представления о птицах;
  • расширять словарь детей посредством знакомства с мнемотаблицами,
  • развивать у детей: память, внимание, мышление; развивать мелкую моторику  рук.
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, посредством русской народной сказки;
  • звуковая культура речи: познакомить со звуком «Г», тренировать четкую артикуляцию звука.

Предварительная работа: чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук, беседы о птицах, разгадывание загадок. Игровое упражнение « подскажи словечко»  (слова наоборот).

Материал: Таблица « Строение птицы», иллюстрации домашних, зимующих, перелетных птиц; белая бумага, карандаши, Кукла Незнайка, буква «Г».

Ход занятия:

Раздается стук в дверь и в группе появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я хочу пригласить вас в гости в деревню Сказкино, где мы познакомимся с героями новой сказки.

Воспитатель. Ребята, а на чем можно доехать до деревни?

Дети. На поезде, на самолете, на лошади, на вертолете, на велосипеде.

Воспитатель. Как можно назвать одним словом?

Дети Транспорт.

Воспитатель . Давайте поедим на поезде Незнайка знает дорогу, он будет паровозиком, дети- вагончиками. Чтобы вагончики построились по номерам, давайте проведем игру « Скажи наоборот» Вы должны говорить слова противоположные по значению.

Игра « Скажи наоборот».

1 Поезд длинный, а вагончик ?( короткий)

2 Деревня Сказкино далеко, а группа ? ( близко)

3 Незнайка один, а детей в группе ? ( много)

4 Дорога широкая, тропинка? (узкая)

5 На улице холодно, а в группе? ( тепло)

6 Наталь Герасимовна большая, а Ярослав? (маленький)

Воспитатель. Вот и готов наш поезд. Поехали.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут в деревню Сказкино компанию ребят.

Воспитатель. Вот и приехали мы в деревню, садитесь на пенечки. Сегодня Незнайка познакомит нас с новыми героями сказки. Сказка называется « Гуси-лебеди»

Воспитатель читает 1 часть сказки.

Воспитатель. О ком эта сказка? (мужик – папа, баба – мама, дочка и сыночек. Это – семья). А еще в сказке есть гуси – лебеди. Эти сказочные гуси- лебеди – это птицы.

 Есть птицы, которые живут рядом с людьми и люди ухаживают за ними.

- Незнайка, ты знаешь таких птиц?

Незнайка. Нет, я не знаю.

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Незнайке.

- Как мы называем таких птиц? (домашние птицы) .Какие  это птицы? ( гуси, утки, куры, индюки).

-Для чего люди разводят этих птиц? ( птицы дают мясо, яйцо, пуховые перья используют для подушек, курточек « пуховиков»).

Есть птицы, которые живут в лесу, они сами заботятся о себе, мы их называем - дикие птицы. Одни птицы зимуют, а другие улетают на зиму в теплые края.

- Незнайка, ты знаешь какие птицы зимуют, а какие улетают?

Незнайка. Нет.

Воспитатель. Ребята, как мы называем птиц, которые зимуют? Назовите и покажите их на рисунках?

 Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? Назовите их и покажите на картинках?

 Давайте посмотрим таблицу о строении птиц.

Задание 1 Таблица « Строение птиц»

Воспитатель. Расскажите строение птицы?

Задание 2 Загадка.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

 Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки./гусь/

Физминутка  « Птички»

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети « разлетаются», машут руками, как крыльями)

Воспитатель. Ребята, а помните сказку о веселом языке. Давайте сделаем гимнастику для веселого Язычка. Делаем « Лопатку», «Маятник», «Качели», «Кошечка сердится», а теперь Язычок захотел новый звук выучить.

-  А как он кричит гусь?

Задание 3 Артикуляция звука « Г».

При этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, а его средняя часть – в нёбо. Губы, обнажая зубы, в « улыбке». Звук произносится при участии голоса. Приложить руку ребенка к гортани и дать ему почувствовать, как она вибрирует. « «ГА-ГА-ГА-ГА», «ГО-ГО-ГО-ГО», «ГУ-ГУ-ГУ-ГУ», «ГИ-ГИ-ГИ-ГИ, Г-Г-Г-Г».

Пальчиковая гимнастика « Гусь»

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

Задание 4 Закрепление звука « Г»  в словах.

Воспитатель задает вопрос: « Какие вы знаете слова, которые начинаются на звук « Г» ( гусь, гриб, гимнастика, гранат, газ, град, грач)

Воспитатель показывает букву « Г»

Скороговорка

На горе гогочут гуси,

Под горой огонь горит.

Задание 5 Сложить из бумаги птицу./оригами/

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Красивые у вас получились птицы. С чем мы сегодня познакомились? Нам пора возвращаться в группу. Закроем глаза и раз, два, три- снова в группе мы.

 

 

Занятие 2

Задачи:

  • Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. Расширить представления о пользе хлеба, фруктов для жизнедеятельности человека, закрепить умение описывать фрукты по схеме.
  • Упражнять в разучивании скороговорок.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам, бережному отношению к хлебу.

Предварительная работа: Беседы о фруктах, хлебе; рассматривание иллюстраций злаковых культур, чтение стихов Т. Лавровой «Хлеб», А. Малахова « Есть такие слова», чтение книги « Все обо всем»,знакомство с пословицами о хлебе, разгадывание загадок о фруктах. Д/игры « Найди пару», « Найди по описанию».

Материал: Коллаж, картина И.И. Шишкина « Рожь», колоски пшеницы, зерно пшеницы и ржи, образцы пшеничного и ржаного хлеба, мяч, схема описания фруктов, волшебный мешочек, яблоки (красное и зеленое), соленое тесто, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в деревню Сказкино. Вот только что- то нет незнайки.

Раздается стук в дверь, в группе появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я так торопился, боялся опоздать, на чем нам быстро добраться до Сказкино?

Дети. На самолете.

Игра «Самолет»

Отправляемся в полет,

Заправляем самолет ( буль, буль).

Накачиваем колеса ( с-с-с),

Заводим мотор ( р-р-р).

Проверяем крылья ( покачиваем руками),

Проверяем хвост ( повороты влево и вправо).

Полетели, полетели,

На аэродроме сели.

Воспитатель. Знакомая полянка, пенечки ждут нас.

Задание 1 Вспомним сказку по коллажу.

Воспитатель предлагает вспомнить начало сказки по коллажу.

Воспитатель. Как называется сказка? Кто главные герои сказки? Кто унес  мальчика?

Воспитатель читает 2 часть сказки.

Задание 2 Беседа о хлебе.

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, чем отличаются ржаные пирожки от пшеничных?»

Воспитатель: «А чем отличается белый хлеб от ржаного?» ( показывает кусочки белого и ржаного хлеба; дает определить на вкус  кусочки пшеничного и ржаного хлеба)

Дети. Кусочки белого хлеба - белые, а ржаного- темные. Белый хлеб более сладкий, ржаной кислее.

Воспитатель. Значит, они отличаются цветом и вкусом. Белый хлеб выпекается из пшеницы ( показывает колосок и дает каждому ребенку зерно пшеницы). Ржаной хлеб выпекается из ржи. Посмотрите на картину русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Картина называется «Рожь». ( дает каждому ребенку зернышко ржи). Сравните зерна.

Дети. Зерно пшеницы более круглое, а ржи более длинное и тонкое.

Воспитатель. Ржаной хлеб очень полезный, в нем содержатся витамины, которые больше нигде не встречаются, оказывается благоприятное влияние на ваш животик.

Задание 3 игра « Съедобное – несъедобное» с мячом.

Задание 4  «Схема описания фруктов».

Воспитатель. У меня есть волшебный мешочек, а в мешочке- сюрпризы. Нужно вытащить из мешочка сюрприз и описать его.

Воспитатель предлагает 2-3 детям описать яблоко по схеме.

Воспитатель. А чем отличаются садовые яблоки от лесных? ( лесные яблоки маленькие и кислые- дички, люди вывели сорта крупных и сладких яблок)

У дороги яблонька стоит

И на ветке яблочко весит.

Сильно яблоньку потряс-

Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!

Воспитатель. Давайте попробуем яблочки. Они очень вкусные, в них много витаминов.

Дети пробуют кусочки сладкого и кислого яблока.

Задание 5 загадка

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит.( река)

Воспитатель: « А какой реке говорится в сказке? (молочной).  Кто дает нам молоко? ( корова). Что можно приготовить из молока?»

Дети. Из молока можно приготовить сметану, сливочное масло, творог, кефир, йогурт,сыр.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему ни печка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке? (привередница)

Давайте для печки испечем пирожки, булочки, баранки. Садитесь за столы.

Пальчиковая гимнастика « Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем! ( энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)

Тесто жмем, жмем, жмем!  

Пироги  мы печем!             ( руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

Воспитатель. Тесто у нас не простое, оно сделано из пшеничной муки с солью. Называется – соленое тесто.

Задание 6 Лепка из соленого теста « Пирожки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Воспитатель. Просит детей слепить пирожки для печки из соленого теста.

Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились пирожки. Унесем пирожки печке, она испечет их. Кушать их нельзя, они очень соленые, можно с ними играть.

 А теперь пора возвращаться в группу.

Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились?

Дети. С колосками и зернами пшеницы и ржи, из которых выпекают белый и ржаной хлеб. Научились сами делать пирожки из соленого теста.

Воспитатель. Путешествие закончилось. Закроем глаза: «Раз, два, три- снова в группе мы.»

 

Занятие 3

Задачи:

  • Тренировать в умении составлять короткие рассказы, активизировать прилагательные и глаголы.
  • Продолжить развивать у детей: память, мышление, внимание.
  • Воспитывать любовь и интерес к диким животным, закрепить описание животных.
  • Звуковая  культура речи: познакомить со звуком «М», обучение четкой артикуляции.

Предварительная работа: Беседы о животных, чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций о животных, д/и « Мышки», п/и «Кошки-мышки»

Материал: Коллаж, мнемотаблица « Дикие животные», буква «М», бумага белая, кисточки, краски.

Ход занятия

В группу приходит Незнайкаи приглашает детей отправится в путешествие в Сказкино.

Задание 1 Вспомним сказку по коллажу.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку по коллажу.

Воспитатель читает 3 часть сказки.

Задание 2 Мнемотаблица «Дикие животные».

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о мышке.

Задание 3 Игра  « Мыши»

Ах, как мыши надоели:

Всё погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки-

Переловим всех мышат.

Воспитатель. На какой звук начинается слово мышка?

Задание 4 Артикуляция на звук «М».

Цель: учить детей четко произносить согласный звук М, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе, закреплять произношение согласного М  в отдельных словах.

Послушайте сказку о веселом язычке. Однажды Язычок сидел в своем домике. Стало ему скучно, приоткрыл он свой дом и запел веселые песенки, которые он уже знал: «А-А-А-А!, «О-О-О-О!», «У-У-У-У!» Но вдруг губы услышали, как поет песенку Маша. Маша шла по лесу и пела: «М-М-М-М!» Губам эта песенка понравилась. Губы сначала сомкнулись, а затем разомкнулись, и голосок запел песенку: «М-М-М-М!» А затем зазвучали другие песенки: «МА-МА-МА!, «МО-МО-МО!», «МУ-МУ-МУ!»

Воспитатель. Какие слова начинаются на звук «М»? (мама, молоко, мел, мука, медведь,)

Воспитатель показывает букву «М».

Скороговорка. Мед в лесу медведь нашел, много меду, много пчел.

Задание 5 Пальчиковая гимнастика « Мышка»

В нашей маленькой избушке            Руки складывают «домиком» над головой

Жили мышки – поскребушки.           Скребем пальцами по столу

Мы из дома, мышки- в дом,             Протягиваем руки вперед, ладонями вверх.

Так и бегают кругом!                           Круговые движения руками.     

Так и бегают кругом,                          

Все на кухне кувырком!

На шкафу раздался шорох -                Скребем пальцами под стулом

Там бумаги целый ворох.

То полезут к нам в кладовку,

Сыра слопают головку!                        Разводим руки в стороны

То на стол- подчистят крошки,          Скребем пальцами на столе             

То под стол- шуршат в лукошке!       Скребем пальцами под столом

Я крадусь, почти настиг!                      Обе руки медленно соединяем и быстро хлопаем в ладоши

А плутовки в норку - шмыг!                   Быстро прячем руки за спину.   

 д/упражнение « Усилить прилагательные»

Воспитатель: « Расскажите какая мышка?(серая, маленькая, юркая, добрая, быстрая и т.д.)

д/упражнение « Усилить глаголы»

Воспитатель : « Что делает мышка?» ( хрумкает, моет, слышит, бегает, ходит и т. д.) Ребята, давайте нарисуем мышку.

Задание 6  рисование « Мышка»

Цель: упражнять детей в рисовании мышки из полукруга.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Хорошие у вас получились мышки. С чем мы сегодня познакомились? Нам пора возвращаться в группу. Дети закрывают глаза: « Раз, два, три - снова в группе мы.»

 

Занятие 4

Цель:1 Упражнять в составлении мнемотаблицы к сказке, продолжить развивать у детей : память, внимание, мышление; учить оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

          2 Воспитывать любовь к театральной деятельности, любовь к сказкам.

         3 Поощрять способности к самовыражению.

Предварительная работа: Составление мнемотаблиц к сказкам, инсценировка сказок по программе « Детство».

Материал: Бумага белая, фломастеры, 3 яблока, 2 косынки,2 пирожка, атрибуты гусей- лебедей, юбки, косоворотка, сарафан, кружка, клубок ниток, костюм Бабы Яги, ложка, тарелка, костюм мышки.

Ход занятия

В группе появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Давайте отправимся в деревню Сказкино. У меня сегодня есть волшебная палочка. Сейчас я скажу волшебные слова и мы сразу окажемся в сказке: « БРЕК, ФЕК, МЕК» .Вот мы и в сказке.

Воспитатель. Знакомая полянка. Садитесь на пенечки.  

Воспитатель читает окончание сказки.

  Задание 1 Составление мнемотаблицы к сказке.

Воспитатель вместе с детьми рисует мнемотаблицу к сказке.

Задание 2 Придумать другой конец сказки.

Воспитатель предлагает детям придумать другой конец сказки.

Задание 3 Придумайте другое название сказки.

Воспитатель предлагает детям придумать другое название сказки

Задание 4 Инсценировка сказки.

Сценарий сказки « Гуси- Лебеди»

Воспитатель. Жили - были мужик да баба. У них была дочка Машенька да сыночек маленький -Иванушка.(выходят и кланяются).

Мать.  Доченька, мы пойдем на работу, береги братца.

Отец. Не ходи со двора, будь умницей- мы купим тебе платочек.

Воспитатель. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко (садит мальчика под окошко), а сама побежала на улицу гулять. С подружками веселится. (подружки играют в мяч, в куклы)

Подружка. Смотри, Машенька, гуси-лебеди летят к твоему дому.

Машенька. Ой, там же у меня братик маленький.( Машенька бежит к дому).

Воспитатель. Вернулась девочка, смотрит- а братца нету! Аукнула, кинулась его искать (заглядывает в дом, ищет за домом), туда – сюда- нет нигде!

Машенька. Ванечка, где ты?(плачет) Худо будет от отца с матерью! Ванечка, отзовись!

Воспитатель. Братец не откликнулся.

Воспитатель. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси- лебеди и пропали за темным лесом.

Машенька. Это гуси- лебеди унесли братца. Про них давно идет дурная слава о том, что они маленьких детей уносят.

Воспитатель. Бросилась Машенька догонять, бежала она по лесу и увидела- стоит печь.

Машенька. Печка, печка, скажи куда гуси- лебеди полетели?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка- скажу.

Машенька. Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Воспитатель. Печка не сказала ей. Побежала девочка дальше- стоит яблоня.

Машенька. Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси- лебеди полетели?

Яблоня. Поешь моего лесного яблочка- скажу.

Машенька. У моего батюшки и садовые не едятся..

Воспитатель. Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Машенька. Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели?

Река. Поешь моего простого киселька с молочком- скажу.

Машенька. У моего батюшки и сливочки не едятся…

Воспитатель.  Река не сказала ей. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит- стоит избушка  на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба – яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Машенька. Здравствуй, бабушка!

Баба яга . Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Машенька. Я по мхам , по болотам ходила, платье измочила, пришла погреется

Баба яга. Садись покуда кудель прясть

Воспитатель. Баба яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет -вдруг из-под печки выбегает мышка. 

Мышка. Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Машенька. Кушай кашку , мышка.

Мышка. Баба- яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Машенька плачет. Что же мне делать?

Мышка. Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Воспитатель. Девочка взяла братца и побежала.

Баба- яга. Девица, прядешь ли?

Мышка. Пряду, бабушка…

Воспитатель. Баба- яга баню вытопили и пришла за девочкой. А в избушке никого нет.

Баба- яга. Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

Воспитатель. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - гуси-лебеди летят.

Машенька. Речка, матушка, спрячь меня!

Речка. Поешь моего простого киселька.

Машенька. Спасибо.

Воспитатель . Речка  укрыла ее под кисельным бережком. Гуси- лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси- лебеди воротились навстречу, вот –вот увидят.

Машенька. Что делать? Беда! Вот яблоня. Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблоня. Поешь моего лесного яблочка.

Машенька. Спасибо.

Воспитатель. Яблоня её заслонила ветками, прикрыла листьями. Гуси- лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси- лебеди увидали ее, загоготали- налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Девочка добежала до печки

Машенька. Печка, матушка, спрячь меня!

Печка. Поешь моего ржаного пирожка.

Воспитатель. Девочка скорее- пирожок в рот, а сама с братцем в печь. Гуси – лебеди полетали- полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе- яге.

Машенька. Спасибо, печка.

Воспитатель. Девочка  вместе с братцем прибежали домой. А тут отец с материю пришли. Похвалили они Машеньку и подарили ей платочек. Вот и сказке конец!

 Нам пора возвращаться в группу, закроем глаза «РАЗ, ДВА, ТРИ»- снова в группе мы.