МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Конспект занятия "Космическое путешествие" (Харченко Н.А.)

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие

для детей старшего возраста

 

Тема: «Космическое путешествие»

Подготовил

Н.А. Харченко, воспитатель

Цель: создание карты звездного неба

Задачи:

Образовательные:

- обогащать словарный запас детей по теме «Космос» ;

- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими космические объекты, природные явления, качества человека;

- упражнять в подборе слов с противоположным значением;

- закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р»;

- тренировать в умении определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- упражнять в делении слов на слоги;

- формировать умение составлять предложение по картинке;

- обращать внимание детей на правильное согласовывание числительных.

Развивающие:

- развивать зрительно-моторную координацию с целью подготовки детской руки к письму. 

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре, уважать мнение партнера.

Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности

Словарная работа: телескоп.

Оборудование:

Демонстрационное: демонстрационная доска, демонстрационный материал по теме «космос» (ракета, иллюстрации, , заготовки для карты звездного неба, глобус),

Дидактическое: мяч, дидактическое пособие «разрезная ракета» для определения места звука в слове, карандаш простой, картинка для составления предложения, карточка с заданием проложить путь ракеты к планете, разрезные буквы (пазл), «телескоп».

Предварительная работа: изготовление макета ракеты, изготовление «телескопа», просмотр мультфильмов, иллюстраций по теме «Космос», беседа на тему «Мы первые в космосе».

 

Ход занятия

 1.      Организационный момент.

Звучит «Космическая музыка»

Воспитатель: приглашает детей сесть на ковер около «Ракеты» и наглядного материала и привлекает внимание к наглядному материалу.

Беседа с детьми: как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Предполагаемые ответы детей: о космосе

Воспитатель: наше занятие сегодня будет продолжением работы в проекте «Космос начинается на Земле» и приглашает детей совершить космическое путешествие, спрашивает, что для этого нужно?

Предполагаемые ответы детей: ракета, скафандр, космическая еда, космическая карта.

Если дети не называют космическую карту, то воспитатель наводящими вопросами подводит их к этому (как человек может ориентироваться в незнакомом месте?) 

 

Воспитатель: А карты еще у нас нет! Что можно сделать?

Предполагаемые ответы детей: составить.

 

Воспитатель: Предлагаю во время своего путешествия составить карту звездного неба, чтобы мы могли путешествовать сами и научили этому жителей других планет. (обозначается цель занятия). Согласны?

 2.      Основная часть

Воспитатель: предлагаю начать путешествие с нашей планеты. Как она называется? Предполагаемые ответы детей : Земля.

 

Воспитатель: (обращает внимание на глобус) Ребята, наша планета - она какая?

Предполагаемые ответы детей: большая, круглая, шарообразная, голубая, красивая и т.д.

 

Воспитатель: А вокруг планеты, что мы можем наблюдать?

Предполагаемые ответы детей: звезды, луна и т.д.

 

Воспитатель: А звезды какие?

Предполагаемые ответы детей: звезды, луна и т.д.

 

Воспитатель: про нашу планету вы все знаете, мы можем теперь покорять космическое пространство! Начнем! Прошу всех космонавтов надеть скафандры, пристегнуть ремни и завести мотор: Др –др др рррр….

Деятельность детей: имитируют движение мотора, совершая круговые движения руками перед собой.

Воспитатель с детьми: повторяйте вместе чистоговорку: «Ракета наша рвется вверх, ревет мотор, вперед наверх» (и совершают движение по группе, садятся за столы) . 

 

Воспитатель: у каждого из вас имеется личный «космический чемоданчик» с необходимым оборудованием для полета (на столах у детей коробочки с материалами), будем им пользоваться только по мере необходимости, а сейчас начнем заполнять нашу карту с планеты Земля (просит одного ребенка прикрепить планету Земля на карту), далее мы на ней будем размещать планеты солнечной системы.

Ребята, предлагаю продолжить наше путешествие, но сначала ответьте мне, в какой прибор ученые наблюдают за звездами, планетами?

Предполагаемые ответы детей: в телескоп.

А вы знаете, что это слово означает?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: (обобщает ответы детей и дает понятие) В переводе с греческого языка: теле-далеко; скоп-смотрю (смотрю далеко). Это оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил. Я предлагаю вам взять «телескопы», которые мы с вами ранее сделали и рассмотреть в них следующую картинку-планету (показывает карточку). Что же мы видим?

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

Просит одного ребенка прикрепить планету Нептун на карту)

И так у нас уже две планеты на карте, предлагаю лететь на нашей ракете дальше.

Воспитатель:

Ребята, чтобы нам долететь до следующей планеты, нам необходимо проложить путь. Для этого возьмите, пожалуйста, из своего чемоданчика-космонавта «карточку с ракетами и планетами и  проведите линии от ракеты к планете, как можно точнее видя карандашом по линиям.

Деятельность детей: индивидуальная работа с карточкой.

 

Воспитатель следит за точностью выполнения задания.

Справились с заданием?

Мы открыли еще одну планету, которая называется –Уран. Ребята, на Уране живут жители, которые перепутали все слова. Они Бабу Ягу называют доброй, а Деде Мороза - злым. Готовы помочь им разобраться и для этого подобрать слова с противоположным значением?

Речевая игра «скажи наоборот»

Чтобы стать космонавтом, человек должен быть:

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

слабый 

трусливый    глупый ленивый 

рассеянный

сильный

смелый

умный

трудолюбивый

внимательный

 

Воспитатель просит одного ребенка прикрепить планету Уран на карту.

Прошу космонавтов занять свои места в ракете, космическое путешествие  продолжается. Справа по борту нашего космического корабля вижу планету Сатурн! Смотрим внимательно в телескопы, (показывает карточку: Сатурн). Друзья, скажите, пожалуйста, какую  особенность у данной планеты вы видите?

Предполагаемые ответы детей: круги,  кольца.

 

Воспитатель:

Сатурн непременно узнаешь в лицо-

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос,

Ученые вот как задали вопрос:

А сколько же колец у Сатурна мы видим?

Дети считают: Одно кольцо, два кольца, три кольца, четыре кольца, пять колец.

 

Воспитатель просит одного ребенка прикрепить планету Сатурн на карту. Летим дальше! Смотрим в наши телескопы! А вот мы с вами увидели и следующую планету- Юпитер.

Юпитер – царь планет!

А наступить ногой

Так просто невозможно,

Ведь жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

Ребята смотрите какая большая планета. Наверное, и слогов в слове «Юпитер» много, давайте вместе посчитаем.

Деятельность детей:  с помощью хлопков дети считают слоги.

 

Воспитатель: на сколько слогов разделили, почему?

Предполагаемые ответы детей: потому что три гласных звука.

 

Воспитатель подводит к правилу: сколько гласных, столько и слогов. Предлагает перечислить гласные звуки в слове «Юпитер» и рассказать о свойствах гласных звуков (поются, не имеют преграды при произношении).

Деятельность детей: перечисляют гласные звуки, определяют свойства звуков, находят «место жительства «гласных звуков – красный домик.

           

Воспитатель просит одного ребенка прикрепить планету Юпитер на карту.

 

Физминутка в виде динамической речевой игры «Кто управляет?»

Воспитатель: Ребята, полет у нас длительный предлагаю отдохнуть и поиграть в мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку с вопросом и получает обратно с ответом.

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

Кто управляет ракетой? 

космонавт

Кто управляет автомобилем

шофер, водитель

Кто управляет автобусом? 

шофер, водитель

Кто управляет самолетом? 

Летчик, пилот

Кто управляет кораблем? 

капитан

Кто управляет поездом? 

машинист

Кто управляет мотоциклом? 

мотоциклист

 

Воспитатель: Друзья мои, так легко и быстро мы с вами долетели от Юпитера до красной планеты. А как же она называется? Чтобы это узнать надо достать из чемоданчика пазлы красного цвета и собрать их,  работая в парах.

Деятельность детей: дети собирают букву.

 

Воспитатель: какие буквы получились?

Дети называют полученные буквы, воспитатель обобщает их в слово МАРС, просит одного ребенка прикрепить планету Марс на карту.

 

Воспитатель: Посмотрите в телескопы, мы приближаемся еще к одной планете. Это Венера. Жители  планеты Венера никогда никуда не летали и просят нас рассказать, что мы видели в космосе. Поможем? Достанем из нашего чемоданчика-космонавта цветные картинки и каждый из вас составит предложение по своей картинке.

Деятельность детей: дети составляют предложение по своей картинке.  

 

Воспитатель: ребята, вот такой замечательный рассказ у нас сообща получился. Теперь жители Венеры узнали, как прекрасен космос.

 

Воспитатель просит одного ребенка прикрепить планету Венера на карту. Летим дальше! Посмотрите в свои телескопы! Мы с вами долетели до самой близкой к солнцу планете – Меркурий, просит одного ребенка прикрепить планету Меркурий  на карту.

 

Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу карту космических полетов , послушайте внимательно и скажите, какой один и тот же  звук вы слышите в названии планет.

Воспитатель акцентирует звук «р».

На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт.

Меркурий-раз,

Венера два,

Три- Земля,

Четыре-Марс,

Пять-Юпитер,

Шесть-Сатурн,

Семь-Уран,

Восьмой-Нептун.

Предполагаемые ответы детей: Ррр.

 

Воспитатель: Показывает букву, обозначающую звук Р. А вот интересно,  где в  этих словах находится звук «Р»? Достанем из чемоданчика «разрезную ракету».

 

Дидактическая игра на определение места звука в слове.

Воспитатель называет слова со звуком «р» в разных позициях, дети поднимают соответствующую часть ракеты:

нос - в начале слова

корпус – в середине

хвост – в конце

Предлагаемые слова: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий.

 

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили? В каком домике живет?

Предполагаемые ответы детей: согласный, потому что есть преграда (язык мешает воздуху), живет в синем домике.

 

Воспитатель:  Наше путешествие подошло к концу. Но в свой телескоп я смогла рассмотреть еще одну неизвестную планету. Давайте мы с вами дадим ей название, но чтобы в нем был звук «р».

Предполагаемые ответы детей: …….. сообща, выбираем вариант.

 

Воспитатель: Прикрепим планету «…….»  на нашу карту. А сейчас мы возвращаемся на Землю. Выходите из ракеты.

 

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: понравилось вам наше космическое путешествие? Какие планеты мы с вами разглядели и нанесли на карту?

Предполагаемые ответы детей ….

Какой звук в этих названиях встречается чаще всего?

Предполагаемые ответы детей: р

Воспитатель предлагает еще раз произнести звук «р», добиваясь правильного звучания.

Через какой прибор мы с вами рассматривали планеты?

Предполагаемые ответы детей:  телескоп.

Воспитатель: Я уверена, что на планете (название которой придумано детьми) живут инопланетяне, которые очень хотят с вами познакомиться.

Я предлагаю придумать и нарисовать жителей этой планеты. И на следующем занятии мы устроим выставку ваших работ, а вы расскажете своим инопланетянам все, что уже узнали о космосе.

 

 Я рада, что мы с вами совершили это путешествие! До новых встреч!