МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Викторина по русским народным сказкам (Созыкина И.Г.)

Созыкина Инрина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 353

Методическая разработка

Викторина по русским народным сказкам

 Задачи:

Закрепить знания детей о русских народных сказках, их своеобразии: язык, персонажи, композиционное построение.

Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказки, сравнивая положительные и отрицательные действия.

Закрепить знания детей о художниках, нарисовавших картины к сказкам.

Развивать у детей память и мыслительнуюдеятельность.

Упражнять в умении образовывать однокоренные слова от слов: лес (лесной, леший перелесок, лесовик), сказка (сказочный, сказатель, подсказка, пересказ, сказочные), весна (весенний, веснянка, веснушка).

Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

Воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать.

Предварительная работа и материалы:

Чтение русских народных сказок, использование настольной игры «Мои любимые сказки», дидактической игры «Узнай сказку». Иллюстрации к сказкам, выполненные художниками Васнецовым В.М., Рачёвым Е.М. Рисование персонажей русских народных сказок. Слушание песенок и сказок в аудио записи.

Ход занятия

 

Воспитатель: Ребята, мы читали с вами много русских народных сказок, созданных народом, вы сможете отличить их от авторских сказок. Кто самый лучший знаток сказок мы сегодня и узнаем. Поиграем в игру-викторину. Какие сказки вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как в настоящей игре у нас будет две команды. (Дети делятся на две команды). Во время игры необходимо соблюдать правила:

1.Вопросы слушать внимательно.

2.Отвечать на задания, поднимая руку.

3.За правильный ответ вручать жетон.

4.Команда, набравшая больше жетонов, будет считаться победителем.

 

Задание 1. Узнай персонаж сказки

Воспитательпоказывает слайды к сказкам «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-Хваста».

Воспитатель: Назови, из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.

Дети отвечают.

Задание 2. Вспомните и спойте песенку

персонажа русской народной сказки (колобка, козы, лисы, петушка)

Дети исполняют песенки персонажей

 

Задание 3. Мозаика из сказок

Воспитатель читает придуманные сказки, в которых действуют персонажи русских народных сказок, и просит детей отгадать, какие сказки перепутались.

а)…Сидит волк у проруби и приговаривает: « По щучьему велению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка - Жучку…

б)…Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козленочка, увидела это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…»

Дети: В первом тексте перепутались сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк», «По щучьему велению…», «Репка». Во втором отрывке перепутались сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Хаврошечка».

 

Задание 4.Назови художника

Выставляются слайды с иллюстрациями Васнецова В.М. к сказкам: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три богатыря», «Иван царевич и Серый волк», иллюстрации Рачёва Е.М к русским народным сказкам: «Колобок», «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь».

Воспитатель:Какой художник нарисовал иллюстрации? Как называются сказки?

Дети отвечают.

 

Задание 5.Дидактическая игра «Кто лишний?»

Выставляются слайды с силуэтами персонажей из двух сказок: «Семеро козлят» и «Гуси-лебеди».

К первой сказке добавлен персонаж Бабы-Яги, ко второй – волк.

Воспитатель:Угадайте, кто лишний? Почему?

Дети: Здесь лишняя Баба-Яга, потому что её нет в сказке «Семеро козлят». А во второй лишний волк, потому что его нет в сказке «Гуси-лебеди».

 

Физкультминутка.

Подвижная игра «У медведя во бору».

 

Задание 6. Продолжи сказку

Воспитатель: Я начинаю сказку, а вы должны продолжить.

«Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо, приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он однажды на гумно, а уж тут много зайцев. Вот он и начал хвастать…»

Дети: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке Вороне про Хвасту»…

Воспитатель: Какую сказку мы рассказали?

Дети: «Заяц-Хваста».

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну сказку.

«Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, и прибирает…»

Дети: «Были у хозяйки три дочери, старшую звали Одноглазкой, среднюю -Двуглазкой, а меньшую – Трехглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…»

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы рассказали?

Дети: «Крошечка –Хаврошечка».

 

Задание 7. Расскажи отрывок из любимой сказки

Воспитатель: У каждого есть своя любимая сказка. Кто хочет рассказать отрывок из нее?

Дети рассказывают отрывки из своих любимых сказок.

 

Задание 8.Кто больше придумает слов

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы, используя их, придумайте свои.

Лес - лесовик, леший, лесовичок.

Весна -весенний, веснушка, веснянка, вешний.

Сказка - сказочный, сказочник, сказитель, пересказ.

Воспитатель: Все задания выполнены, на все вопросы вы ответили, сейчас посчитаем и определим, у кого больше жетонов, кто у нас победитель и лучший знаток сказок.

Определяется команда - победительница.

 

Сюрпризный момент

Воспитатель: Вы, конечно знаете, что в сказках всегда побеждает добро и дружба. У нас в сегодняшней викторине тоже побеждает дружба. И так, как в каждой сказке происходят чудеса, у нас тоже сейчас произойдет маленькое чудо.

Дети:Складывают фантики из-под конфет в коробочку, а с другой стороны вынимают настоящие конфеты. Можно произнести волшебные заклинания из русской народной сказки. (Например:«По щучьему велению…»)

 

 

Список используемой литературы

 

1. Русские народные сказки:

«Лисичка-сестричка и Серый волк»;

«Крошечка-Хаврошечка»;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

«Заяц-Хваста»;

«Колобок»;

«Волк и семеро козлят»;

«Кот, лиса и петух»;

«По щучьему велению»;

«Репка»;

«Гуси-лебеди»;

«Маша и медведь».

2. Иллюстрации художников Васнецова В.М.  и  Рачёва Е.М.  к русским народным сказкам.