МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Обзор программ начальной школы

Обзор существующих программ в начальной школе: типы школ

Данная статья предназначается не столько родителям нынешних первоклассников (они уже сделали свой выбор), сколько родителям, чьи дети на следующий год пойдут в школу. Как правило, набор в школы начинается в феврале - марте, и поэтому им осталось ровно полгода, чтобы найти выход из лабиринта, созданного для них российской образовательной системой.

Согласно положению Министерства Образования, школе, исходя из её педагогической практики, присваивается определенный, юридически закрепленный статус. На сегодняшний день по этому критерию мы можем выделить следующие типы школ:

  1. Средняя общеобразовательная школа.
  2. Школа - гимназия
  3. Школа - лицей
  4. Школа с углубленным изучением какого - либо предмета
  5. Школа - комплекс

Рассмотрим подробнее.

1. Средняя общеобразовательная школа. Практически все родители нынешних первоклассников выходцы из этой школы. В таких школах существует, так называемый "микрорайон" (т.е. близь лежащие дома, дети из которых обязаны быть приняты в эту школу). В этой школе не имеют право отказать в обучении ребенку, если он находится по их "микрорайону", не имеют право его исключить. Единственное, что могут сделать: при приеме провести тестирование и разделить будущих первоклассников на классы "продвинутых" детей и "обычных".

2. Школа - гимназия призвана дать ребенку гуманитарное образование. В таких школах большое внимание уделяется предметам художественно - эстетического цикла, философского и культурологического направления, преподается не менее двух иностранных языков. В некоторых гимназиях вводят латынь.

3. Школа - лицей. Основное назначение лицеев формировать профессиональное самосознание воспитанников. Вспомним, Царскосельский Александровский лицей. Он был призван воспитывать пажей для царского престола. Образовательный процесс строился таким образом, чтобы впоследствии лицеисты могли находиться на царской службе, и представлять интересы царского престола. Итак, напомню, задача лицея формировать профессиональное самосознание воспитанников. Поэтому не удивляйтесь, если в инженерно - техническом лицее будут изучаться такие предметы, как "Философия", "Психология", "Культурология".

4. Школа с углубленным изучением какого - либо предмета, в отличие от гимназий и лицеев, каких либо дополнительных предметов культурологического цикла не предполагает. Преподавание в ней направлено не на становление мировоззрения ребенка, а на узкую специализацию по отдельному предмету, на его изучение по более сложной программе.

5. Школа - комплекс органично входит в более широкую структуру - учебно-воспитательный комплекс, который может в себя включать детский сад - школу - среднее специальное учебное заведение (колледж) - ВУЗ. В задачу такого комплекса входит: организация единого образовательного пространства, непрерывность в обучении (как правило, коллективы этих учебных заведений имеют сквозные программы, каждый последующий уровень состыкован с предыдущим, развитие и обучение детей идет в единой логике).

Программы начальной школы.

Куда пойти учиться?

      Этот классический вопрос стоит не только перед выпускниками школ, но перед теми, кто только начинает свой учебный путь. Действительно, очень важно правильно выбрать школу и программу обучения, потому что именно учеба в начальной школе определяет дальнейшее отношение ребенка к учебному процессу на протяжении всей жизни.

      
      Конечно же, все модели обучения имеют общую цель - развитие личности школьника, формирование у него желания и умения учиться. И в результате к концу начальной школы ребенок должен получить определенный набор знаний. Только вот способы передачи этих знаний разные.

      В настоящий момент в нашем крае в начальной школе реализуются семь образовательных программ. Эти школьные программы делятся на две большие группы: традиционные и развивающие. Традиционная образовательная система: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Начальная школа 2000 - 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Классическая начальная школа» (под редакцией Карелина). Система развивающего обучения: «Система начального образования Л.В. Занкова» и «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Традиционные основаны на привычной для большинства схеме: учитель объясняет – дети слушают и запоминают. Развивающие работают принципиально иначе. Ученики сами пытаются искать ответы на вопросы, до всего доходить своим умом. Преподаватель лишь направляет поиск, подсказывает пути решения.
      Попытаемся разобраться в этом «образовательном разнообразии».
      
      Итак, учебно-методический комплекс "Школа России" (под ред. А. Плешакова): как отмечает автор, это комплекс создан в России и для России. Это классическая программа, существующая десятки лет, но представленная в адаптированном современности виде. Основное положение программы: «Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Кроме того, важнейшей составляющей этой модели является экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка. То есть программа должна развитить у ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитание любви и уважения к природе во всех ее проявлениях.

      Учебно-методический комплекс «Гармония» (под ред. Н. Истоминой): учебно-методический комплект по математике этого автора был удостоен премии Правительства в области образования за 1999 год. Основное положение программы: «Обеспечение многостороннего развития ребенка, комфортного обучения, подготовка мыслительного аппарат ребенка к дальнейшему обучению». Основные идеи этой образовательной программы заключаются в стремлении преодолеть разделение традиционной и развивающей систем; приоритете самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания. Т.е. во главе угла - самоконтроль, самостоятельная работа и самооценка. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивающих ситуацию успеха.

      
      Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Основное положение программы: «Начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной деятельности)». Эта программа позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности («зачем я учусь», «каковы мои успехи и что у меня не получается» и др.). Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир").
      Учебно-методический комплекс «Начальная школа 2000 - 2100» (под ред. А. Леонтьева): главное преимущество заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Основное положение программы: «Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик». Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста (в том числе в плане понимания учебного материала), детской мотивации, решают проблему разноуровневого обучения. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.
Учебно-методический комплекс «Классическая начальная школа»: авторы (коллектив известных в России методистов) в своей программе органически соединили традиции отечественной начальной школы, восходящие к К.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии, а именно — данные о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста, закономерностях их учебной деятельности и формирования личностных качеств. В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к процессу обучения. Авторы исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен; каждый ученик должен реализовать свое «я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее.

   Развивающая система Л.В. Занкова. Основное положение системы: «В начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка» Система направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников; пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Одна из важнейших задач системы Занкова - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.
      Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала; систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых.

      Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: особое место здесь уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень сложности преподаваемых предметов – предельно сложный. Основное положение системы: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. А знания усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения».

     Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора умений. Это и способность обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, определяющее содержание и структуру изучаемого, а также воспроизводить выявленное отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях. Ученик должен уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к осуществлению их во внешнем и наоборот. Ребенок должен научиться инициировать поиск недостающей информации при столкновении с новой задачей, осуществлять экспериментальную проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками; анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров, действующих иначе.

     По информации, предоставленной Главным управление образования г. Красноярска на сегодняшний день большинство, а именно 28,49% образовательных учреждений, предпочитает реализовывать программу «Школа России». Примерно равные позиции в рейтинге предпочтений  занимают программы «Начальная школа 2000 - 2100», развивающая система Занкова и «Начальная школа XXI века» (22,34%, 18,43% и 17,87% учебных заведений соответственно). Развивающая система обучения по Давыдову-Эльконину реализуется в 7,82% школ города. Меньше всего представлены учебно-методические комплексы «Гармония» и «Классическая начальная школа» (3,35% - в первом случае, 1,67% - во втором).

     Мнения родителей и специалистов, имеющих дело с описанными образовательными программами.
     
Елена М., мама ученицы 3-го класса, обучающегося по программе Занкова:
Как я поняла, эта программа не совсем подходит для медлительных детей, потому что темп на уроке достаточно высок. Задания построены в виде ребусов, развивающих игр и направлены на то, чтобы ребёнок сам нашёл решение, а не сделал всё по "формуле", подсказанной учителем. В общем, всё направлено на общее развитие личности. Материал достаточно труден, а чётких методов решения, как мы привыкли, нет. Думай сам. Ещё встретилась такая фраза: "Программа направлена на теоретическое образование". Что это значит в начальной школе, для меня загадка. И ещё. Некоторые учебники по этой программе заменяются на учебники других авторов, т.к. Занков не успел их до конца разработать. Главное, что я из всего этого вынесла - нужно искать не школу или программу, а хорошего учителя. Это главное. Потому что даже очень хорошую программу может испортить плохой педагог».

Ирина В., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе Виноградовой:
Данная программа очень отличается от привычной для нас, традиционной модели обучения. В последней на усвоение материала отводится достаточно большое количество времени, а в программе Виноградовой обучение по так называемой «спирали». Так, например, «удочка» про умножение закидывается уже в первом классе, как комментирует учитель, «чтобы понять дух умножения». И потом обучение строится на эмоциональном восприятии учебного материала. Мой сын средних способностей и ему бы больше подошло усвоение материала через многократные повторения.
Еще не устраивает то, что система оценивания успеваемости не позволяет родителям вовремя увидеть, где проблемы у ребенка. Только после контрольных работ выясняется, что знания «троечные», хотя в процессе обучения учитель говорит, что все хорошо, «лакирует», на мой взгляд, действительность.
Нет возможности поменять школу, мы вынуждены нанимать репетитора, работающего по традиционной системе. Получается двойная нагрузка на ребенка. Очень хотелось бы, чтобы учитель не ограничивался рамками определенной программы, а в зависимости от ученика давал необходимый минимум знаний. Начальная школа - то место, где не должно быть никаких упущений, здесь закладывается база знаний на всю жизнь.

Галина С., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе «Начальная школа 2000 - 2100»: Честно говоря, мы выбирали не программу, а учителя. Я прекрасно понимаю, что педагогический результат проявится и через 10 и через 20 лет. Поэтому я очень много разговаривала с другими родителями, с учителями средней школы, выясняя, какие ученики выходят после начальной школы у того или иного педагога. И в результате такого опроса сделала выбор и не жалею до сих пор. Очень показательно для меня то, что после каникул мой сын с радостью заявляет: «Как хорошо, что есть школа, а в школе есть математика и чтение!». Наша учительница создала такую атмосферу, что дети чувствуют себя очень комфортно. Это компенсирует даже какие-то недочеты в работе нашего учителя.

Ольга Игоревна Свиридова, заместитель директора по методической работе, рассказала об учебно-методических комплексах, реализуемых в лицее №1 г. Красноярска. В данном учебном заведении есть программы «Начальная школа 2000-2100» и «Система Эльконина-Давыдова». Авторы этих комплексов вышли из одного творческого коллектива, поэтому принципы работы в этих программах очень близки. Единственное, что их отличает друг от друга – подходы:

Система развивающего обучения привлекает тем, что дети в процессе учебы не получают готовых образцов решения задач, их учат думать, мыслить самостоятельно, не бояться высказывать свое мнение. В результате у ребенка формируется автономное мышление, развивается научное воображение. Даже если ребенок слабый, и будет повторять сначала за кем-то выводы, но все равно при этом предпринимает попытки думать. А затем и научается делать это сам. Неверные ответы и любые суждения приветствуются в системе развивающего обучения, так как это позволяет развернуть дискуссию и в процессе обсуждения прийти к правильному ответу.
В системе развивающего обучения мало времени отводится на отработку материала, его повтор. Нужно все схватывать не лету, очень быстро. Но очень важно, чтобы учитель принимал идеи развивающего обучения, не ленился в полной мере применять методики, чтобы помнил о дифференцированном подходе в зависимости от уровня подготовленности ученика.

      Декан факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Нина Борисовна Решеткова, на вопрос какая образовательная система наиболее эффективна, ответила однозначно: «Дело не в образовательных системах. Все зависит от того, в чьи руки она попадет. Настоящий Мастер своего дела будет эффективен, работая с любой программой».
«Анализ образовательных программ для начальной школы показывает, что по своему содержанию они практически не отличаются друг от друга. И это не удивительно – есть определенный государственный стандарт, то есть необходимый минимум знаний, который должны усвоить ученики начальной школы за период обучения. Разница программ заключается в методике преподавания и акцентах, которые выделяют авторы учебно-методических комплексов и непосредственно преподаватели», - пояснила преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ Автушко Ольга Александровна. «Важно понимать, что некоторые комплексы не имеют логического продолжения в средней школе, либо слабо разработаны. Это замечание справедливо, например, для развивающей системы Эльконина – Давыдова. Самое главное, что необходимо помнить: не стоит гнаться за тем, что модно или престижно в данный момент. Особенно это относится к тем родителям, которые намерены помогать ребенку дома. И проще это сделать в традиционной системе обучения, которая привычна и знакома.
      Кроме того, новые учебно-методические комплексы, к сожалению, не лишены фактических ошибок. Поэтому учитель в школе должен быть исключительно грамотен, чтобы выявить эти ошибки и исключить их. Хотя, безусловно, элементы развивающего обучения очень ценны: когда ученик не объект, а субъект учебного процесса, он сам строит свою учебную деятельность».

      Также большой упор на мастерстве учителя делает и заместитель декана факультета начальных классов КГПУ Сентябова Татьяна Алексеевна. «Методика преподавания – это большое искусство. Очень важно, чтобы учитель был способен учитывать уровень восприятия детьми материала и тем самым регулировать даже скорость своей речи. Примечательно, что многие авторы учебно-методических комплексов предполагают, что уровень детей разный и нужен дифференцированный подход, и предлагают задания разной степени сложности. А некоторые учителя, не разобравшись в ситуации, требуют по максимуму от всех учеников без исключения. Подобный подход порождает неуспеваемость у более слабых учеников, страх перед учебой.
      И, наконец, перед тем, как решить, куда отдать учиться ребенка, в идеале хорошо бы его протестировать. Так, если он по природе своей не разговорчив, стеснителен, то ему будет очень сложно в системе Эльконина-Давыдова, построенной на постоянной дискуссии».
      
      Специалист в области школьной гигиены Панкова Елена Степановна настаивает, что при выборе образовательной программы родители непременно должны учитывать состояние здоровья своего ребенка. Поскольку для успешного обучения в развивающих системах требуются очень хорошее физическое здоровье, крепкая нервная система. Нежелательно перегружать различными кружками и секциями первоклассников в адаптационный период, особенно первые 3 месяца школы. Ну, и общие рекомендации для всех учеников начальной школы – соблюдение режима дня, обязательные прогулки на свежем воздухе.