МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказочное путешествие» с использованием технологии ТРИЗ

Репьева Татьяна Тофиковна

Конспект непосредственно образовательной деяетельности

по развитию речи в старшей группе

«Сказочное путешествие» с использованием технологии ТРИЗ

Задачи:

Воспитательные.

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Образовательные.

- обучение элементам техники выразительных движений: умение правильно выражать эмоции удивления, страха, радости посредством мимики.

- обогащение словаря детей посредством слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

- учить отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие.

- ориентировки в пространстве;

- быстроты реакции;

- координации слова с движением;

- развитие у детей внимания;

- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. ;

- развитие моторики.

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии:

-Фантазирование

-Мозговой штурм

-Игры-противоречия

Основные принципы в работе:

-Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное.

-Каждый ребенок принимается таким, какой он есть.

-Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

-Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

-Большое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослого.

-Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему дети могут свободно исследовать и выражать свое Я.

Оборудование:

-разноцветные бумажные кораблики

-емкость с водой

-пиктограммы с изображением эмоций

-фигуры животных (игра- подбери правильно)

-конверты

-разрезная картинка солнышко

-зеркала маленькие

-смайлики

-конструктор-лего

-набор карточек цифр

-телевизор для показа картин

-аудио-запись звуки воды

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент (встали в круг)

Когда люди встречаются, принято здороваться! Я предлагаю нам с вами это сейчас сделать. А делать мы будем это разными способами!

Можно сказать, всем «Здравствуйте».

А как можно поздороваться молча? (дотронуться рукой, моргнуть глазами. Киваем головой, помахать и т. д.) Молодцы!

Давайте мы с вами повторим правила, как мы себя ведем на занятиях и играх:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Скажите вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, побываем на разных островах, нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.) Давайте представим, что это море, и мы поплывем по нему каждый на своем кораблике.

-Ребята, а какая в нашем море вода (спокойная) Как вы думаете, поплывет ли по такой воде кораблик и как? А что необходимо кораблику, чтобы он поплыл? (ветер) А мы сможем сделать ветер? Как? (подуть) Что будет, если мы будем сильно дуть? (кораблики перевернутся и утонут) Значит надо дуть потихоньку, осторожно.

Дети выбирают себе кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые не умеют быть вежливыми, и они в свою страну не хотят никого пускать. Может мы покажем, что мы не такие и знаем много вежливых и добрых слов? Мы сейчас возьмем клубочек добрых слов и их попросим нас пустить.

Игра «Клубочек добрых слов»

Дети передают клубок друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо. И наш замок тоже не выдержал, открылся. Добро пожаловать в сказочную страну!

-Вот и первый остров сказочной страны.

-Как вы думаете, ребята, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму УДИВЛЕНИЕ)

- Чему мы можем удивиться?

(дети изображают удивление с помощью мимики, смотрят на себя в маленькие зеркала)

-На этом острове живут необычные животные, посмотрите, что с ними не так?

(перепутаны части от них) Разве такое может быть на самом деле? Поможем им?

(дети подбирают правильные половинки животных)

-Молодцы, вы все правильно сделали, и они нам очень благодарны. За это нам дарят волшебный конверт, который можно будет открыть только в конце нашего путешествия. Возьмем конверт с собой и пора дальше нам.

-Посмотрите ребята, а вот и следующий остров, как вы думаете, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму СТРАХА, пробуют изобразить, смотрят в зеркала)

А почему нам может быть страшно?

Вот и в этом сказочном городе произошло несчастье, поднялся ураган и разрушил все дома. Но мы же с вами обязательно поможем и не оставим в беде?

-Конструирование. Детям берут карточки с цифрами и им необходимо построить дом у которого будет столько этажей, сколько значит цифра.

Дети строят дома расставляют их в городе, украшают. Пока все делали-Появился второй конверт.

-Как вы думаете, хороший поступок мы с вами сделали? А нам пора дальше.

Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «хорошо-плохо». В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

РОЗА-хорошо, что она красивая, а плохо то, что у нее шипы и можно уколоться.

МОРОЖЕНОЕ-хорошо, что вкусное, а плохо, что можно заболеть.

ВЕЛОСИПЕД- хорошо кататься, плохо, что можно упасть.

ИГЛА-хорошо, что шьет, а плохо, что можно уколоться.

ЧАЙНИК- вскипятить чай, плохо, что обжечься.

-А Вот посмотрите и третий остров у нас на пути. Как он называется (смотрят на пиктограмму РАДОСТИ, изображают и смотрят в зеркала)

-Чему мы радуемся?

-А сказки могут радовать нас? (конечно, в них добро всегда побеждает зло) Много вы знаете сказок?

-Предлагаю нам поиграть в игру со сказками. Будем смотреть картинку сказки и отвечать на вопрос. Готовы?

*Кто самый сильный в сказке Репка? (дед, хотя помогла мышка)

*Как в сказке «Курочка Ряба» сделать так, чтобы яичко золотое не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком (положить его в тарелочку, сделать в столе ямку, накрыть его чашкой и т. д)

*В сказке «Колобок» как он должен сделать так, чтобы и песенка была услышана, и живым нужно остаться? (залезть на голову. На спину и т. д.)

*В сказке «Маша и медведь» как сделать Маше так, чтобы медведь отпустил ее сам? (притвориться больной, хулиганить, ничего не варить ему и т. д.)

-Смотрите, пока мы играли у нас появился третий конверт.

3. Итог.

- Мы столько сделали сегодня добрых дел, что появилась даже часть солнышка в сказочном городе.

-Как вы думаете, где остальные могут быть части? Думаю, пора посмотреть, что в наших конвертах.

Открываем конверты и собираем солнышко!

- Посмотрите, дети, мы с вами своими добрыми делами, вежливыми словами, своими знаниями и терпением преодолели все задания.

-Какие хорошие поступки и дела мы сделали? (вернули животным правильный облик, собрали разрушенные дома)

-Вам понравилось? – Какой остров понравился больше и на каком бы вы хотели остаться? -Что было сложно, а что совсем легко?

-Предлагаю вам подарить гостям смайлики - улыбки, а в ответ попросим их улыбнуться нам, чтобы у всех всегда было хорошее настроение!

Звучит песня «УЛЫБКА»