- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Педагогические стили общения
Педагогические стили общения
«ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ»
Воспитатели данной группы в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве каким-то определенным видам деятельности детей. Как правило, воспитатели данного типа, безразличны к детям, выполняют свои обязанности формально. И учитывают в работе индивидуальных особенностей ребенка, не предъявляют особых требований к родителям. При оценивании детей исходят из достижений их в бытовой деятельности, при выполнении режимных моментов. Близкий контакт с детьми налаживается с трудом. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают.
«ИГРОВОЙ»
Воспитатели этой группы проявляют повышенный интерес к игровой деятельности детей, умеют руководить игрой. В работе часто используют игровое общение. Характерно широкое применение вне ситуативного общения с ребенком, косвенных методов воздействия на него. Проявляется относительно высокий уровень понимания детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. При оценивании ребенка прежде всего опираются на его поведение в процессе игровой деятельности умение общаться со сверстниками, не выпускаются из вида достижения ребенка и в других видах деятельности.
«ФОРМАЛЬНО - ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП»
Воспитатели этой группы проявляют нередко достаточно высокую на-стойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требова¬тельны по отношению к ребенку и родителям. В своих взаимоотноше¬ниях с детьми и родителями исходят прежде всего из формально выдви¬гаемых требований к ним без учета индивидуальных особенностей, кон¬кретной ситуации, ее своеобразия. Не проявляет при этом тактичности, деликатности, глубокий интерес к внутреннему миру ребенка отсутству¬ет. При общей оценке воспитанника исходят, как правило, из успехов в овладении им бытовой деятельностью, характера выполнения предъяв¬ляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с детьми возникают не часто.
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ»
Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность. Нередко показывают высокий и средний уровень мастер¬ства в данной проблеме. При оценивании ребенка чаще всего исходят из достижений его в учебной деятельности. Преобладает деловое обще¬ние.
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
Воспитатели этой группы проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и ее руководству. Нередко дети, воспитывающиеся у такого педагога, достигают широких результатов в художественной дея-тельности. В своей работе используют косвенные методы воздействия такие как художественное слово, песни, загадки и т,д.
Модели педагогического общения (А. Таллен)
Модель №1 "СОКРАТ"
Это педагог с репутацией любителя дискуссии, споров, намеренно провоцирующий их в группе детей. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны высо¬кий индивидуализм, не систематичность в учебном процессе. Из-за посто¬янной конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, дети, в резуль¬тате, усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.
Модель № 2 "МАСТЕР"
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий без-условному копированию детьми, прежде всего не столько в учебно-воспитательном процессе, сколько в отношении к жизни вообще
Модель № 3 «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОГО СОГЛАСИЯ"
Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между детьми, отводя себе роль посредника для которого поиск демократического согласия важнее самого результата дискуссии.
Модель № 4 "ГЕНЕРАЛ"
Избегает всяческой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ребенок, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более рас¬пространен в практике, чем остальные, вместе взятые.
Модель № 5 "МЕНЕДЖЕР"
Стиль, получивший распространение в радикально ориентирован¬ных учебных заведениях и сопряженный с атмосферой эффективной дея¬тельности группы, индивидуальным подходом к детям, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каж¬дым ребенком смысла решаемой им задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель № 6 "ТРЕНЕР"
Атмосфера общения в группе пронизана духом командной при-надлежности. Дети, как члены единой команды - каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут сдви¬нуть горы. Педагогу не отводится роль вдохновителя групповых дел, для него главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель № 7 "ГИД"
Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Технически безупречен, а именно по этому слишком часто... откровенно скучен.
7 стилей общения педагогов (М. Шеин)
Для ПЕРВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ характерны активность, контакт¬ность и высокая эффективность общения, педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности ребенка и детского коллектива, соче¬тание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности ребенка, уверенная открытость, искренность и естественность в общении, бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремле¬ние к взаимопониманию и сотрудничеству, индивидуальный подход в ре¬шении педагогических ситуаций. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения детей, их личностной проблематики, учет полимоти¬вированности их поступков, целостное воздействие на личность и ее ценно¬стно-смысловые позиции, передача опыта, как пережитого знания, высокая импровизационность в общении, стремление к собственному профессио¬нальному личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооцен¬ка, развитое чувство юмора.
Для ВТОРОГО СТИЛЯ общения характерно подчинение себя зада¬чам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и детям в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собст¬венной активностью, формирование у детей зависимости («порабощение» с благими намерениями), потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жерт¬венность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны, отсут¬ствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень реф-лексии собственного поведения.
ТРЕТИЙ СТИЛЬ - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогиче¬скими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реаги¬рование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному по¬ниманию учащихся, подмена их ориентации на некритическое согласие (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратства), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, ориентации на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам (быть не хуже дру¬гих), уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, лабиль¬ная или низкая самооценка.
ЧЕТВЕРТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - холодная отстраненность, пре¬дельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверх¬ностное, ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной вклю¬ченности в общение, замкнутость, безразличие к детям и низкая сензитивность к их состояниям ("эмоциональная глухота"), высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.
ПЯТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - эгоцентрическая направленность лич¬ности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требова¬тельность, хорошо маскируемое самолюбие, высокое развитие коммуника¬тивных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими, хорошее знание сильных и слабых сторон в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, значительная степень рефлек¬сии, высокая самооценка и контроль.
ШЕСТОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стремление к доминированию, ори¬ентация на "воспитание-принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организуемыми, эгоцентризм, игнорирование точки зрения самих детей, нетерпимость к их возражениям и ошибкам. Недостаток педа¬гогического такта и агрессивность, субъективизм в оценках, жесткая их по¬ляризация, ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипизация педагогических воздействий, низкая сензитивность и рефлек¬сия, высокая самооценка.
СЕДЬМОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение детей, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к мнимому и прояв-ление агрессии при невозможности его избежать, "эмоциональные срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на детей или на объективные обстоятельства, низкая самооценка и слабый самокон¬троль