МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Мастер-класс "Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии" (Преснецова З.З.)

Мастер-класс

Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии дошкольников

 Преснецова Зульфия Закиевна

 В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

 Задачи  следующие: Обучающие:

• Повысить речевую активность посредством элементов игровой деятельности;

Развивающие:

• Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

• Воспитывать культуру речи.

 Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна - один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Правила составления синквейна

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

 

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа - Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать.

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные)

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление,
память....

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейя могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом. 

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1.  Котёнок Чёрненький, пушистенький, Играет, спит, ест.Он мой друг Домашнее животное

2.  ДомБолыпой, красивыйЗащищает, греет.Нужен всем людям Убежище

3.  АрбузКруглый, вкусныйКатится, растёт, зреет Арбуз - это большая ягода.Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья» Семья

 

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется...)

 

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

 

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

 

Выводы о синквейне

Синквейн - это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.