МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Харченко Н. А. Обобщение опыта работы по теме «Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте»

Харченко Наталья Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска»

 

Обобщение опыта работы по теме

«Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте»

 

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но основная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие языка. В настоящее время проблема подготовки детей к oбучению грамоте в детском саду является очень важной, так как в последнее десятилетие возрастают потребности общества в раннем развитии детей. Необходимость поиска эффективных путей решения данной задачи ни у кого не вызывает сомнения. В этом и состоит актуальность поднятого нами вопроса.

Готовность к овладению грамотой обусловлена развитием организма, физическим способностям ребенка, его нервной системой, степенью зрелости личности, развитием восприятия, внимания, памяти, мышления. В каких условиях живет ребенок, усвоение им опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают большое влияние по формированию готовности к овладению грамотой.

Неготовность ребенка к обучению может проявляться в скудной выраженности разных интересов; не справятся со своим поведением; нет саморегуляции и контроля; замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации; расстройство центральной нервной системы; сбой в восприятии, внимании, памяти.

Письмо и чтение служат основными навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не усвоивший эти навыки в свое время и качественно, наверняка будет не успевать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько хорошо ребенок усвоит чтение и письмо, зависит успешность его будущего обучения, так как именно нарушения чтения и письма становятся главными причинами отставания в учебе младших школьников.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, чтобы воспитанникам было интересно работать на занятиях, нужно выбирать различные методы и приёмы, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, способствует повышению качества знаний по предмету.

Следует, однако, заметить, что у дошкольников уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вследствие быстрой утомляемости. Поэтому дети нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных игровых методиках обучения.

Это особенно значимо в период обучения грамоте, потому что игровая деятельность является  ведущим видов деятельности у дошкольников. Именно она помогает формироваться новой деятельности - учебной. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: "Послушай, как поет птичка!".

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда следует помнить, что главное - учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Занятие по обучению грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.

Элементы подготовки к обучению грамоте вводятся со средней группы и продолжается работа в старшей и подготовительной группах на специально организованных занятиях по обучению грамоте. Именно такая система обучения даёт наиболее высокие результаты в освоении детьми начальной грамоты.

В своей работе я опираюсь на методическое пособие Бунеев, Бунеева, Кислова: «По дороге к Азбуке», дополнительно использую разные серии пособия «Дошкольник» («Занимательное азбуковедение», «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и др.), серии пособия «Скоро в школу» («Веселая грамматика», «Волшебная логопедия» и др.) Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности как форме организованного обучения один раз в неделю для детей старшей группы и два раза в неделю для детей подготовительной группы, а закрепление материала — во время организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

 При обучении детей грамоте, я поставила перед собой следующие цель  сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

Из личного опыта работы с детьми мы знаем, что самым сложным для детей является чтение.

Поэтому в работе по данной теме поставила перед собой следующие задачи:

- создать в группе условия для повышения уровня развития речи детей;

- формировать направленность на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию

- развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове

- активизировать устную речь детей;

- сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Только когда дети активно овладеют отдельными шагами и в них созреет необходимость перейти на следующую ступень – научиться читать.

Используя в качестве наглядной опоры разные схемы, мы учим детей делить слова на слоги. Проводится специальная работа по составлению звукового анализа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию - ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками - заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости - мягкости, глухости - звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.  На основе своего опыта и опыта ведущих педагогов, пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо  включать  все  анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный.  В  этом и заключается  инновационный  подход  в  обучении грамоте. Например, написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; вылепить из пластилина; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

  Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Игры помогают усвоить деление слова на слоги, составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.

Хорошим материалом для деления на слоги являются имена детей группы. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, преподаватель по слогам произносит его имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей преподаватель разделил слово, какая первая часть, какая вторая.

- Можно ли разделить на слоги имя Вера? - спрашивает воспитатель. С помощью его дети и это слово делят на слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя. В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги в односложных и трехсложных словах - именах детей. Преподаватель называет сначала первые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри, на). Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, и другие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должны содержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слог или первые два слога, глядя на картинку. Воспитатель вывешивают одну из картинок. Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называют предмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три - три пальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, а также карточки с цифрами. Преподаватель проверяет каждый раз всех детей, а потом предлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки. Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова.

Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтения и письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения.

Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детям предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласные буквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы. Воспитатель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Игра протекает следующим образом: педагог кладет на стол одну букву, дети находят соответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка, утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.

Воспитатель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово.

Педагог показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинается на эту букву, встают.

Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражания и восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенок подбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; учитель проверяет.

Для самостоятельных упражнений детей, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал:

1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова;

2) набор картинок с подобранными к ним слогами;

3) набор картинок и целые слова.

Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: "Переставь слоги. Какое новое слово получилось". Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются. Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используются односложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре "Переставь слоги".

Актуализация познавательных возможностей осуществлялась с помощью адаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилям детей, предоставления свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы.

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. Дидактические игры решают две важных задачи, которые являются главенствующими в обучении. Во-первых, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. А во-вторых, решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Предлагаю игры для занятий по обучению грамоте, которые способствуют развитию познавательных процессов, определяющих успешность учебно-воспитательного процесса.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры:

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш»

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или в конце).

Ход игры:

На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.

А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).

Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).

Ход игры:

Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Самый внимательный»

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух;

воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.

Ход игры:

1 вариант:

Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, педагог  просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт, торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой.

Аналогично можно выполнить задания и по первым буквам. Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:

игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).

Игра «Кто быстрее соберет вещи»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».

Ход игры:

Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, костюм, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).

Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков.)

Игра «Собери букет»

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;

развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л»(белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р»(красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый, сиреневый). На каждый стебель дети должны прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).

Игра «Найди слово в слове»

Цель: Обогащать словарный запас детей;

развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.

Ход игры:

Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.

Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).

Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.

Игра «Любопытный воспитатель»

Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко отвечать на поставленный вопрос.

Ход игры:

Эту игру можно проводить на уроке знакомства с новой буквой. Педагог задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на изучаемую букву. Например (буква М):

-Что ты любишь из еды?

(Мороженое, молоко, мед)

-Куда ты любишь ходить?

(В музей)

-Где вы будете отдыхать летом?

(На море)

-Какой вид транспорта предпочитаете?

(машина «Мерседес»)

-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на улице?

(Милиция. Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо.)

-Какие профессии вы знаете?

(Музыкант, маляр, медсестра, милиционер)

-Какие города вы знаете?

(Москва, Минск, Мурманск)

-Какие имена вы знаете?

(Марат, Маша, Мадия, Миша)

Игра «Умный дождик»

Цель: Формировать навыки сознательного плавного чтения;

способствовать развитию внимания, мышления и памяти.

Ход игры:

Педагог вывешивает на доску капельки и лужицу, на которых написаны слоги. Рассказывает детям о том, что эти капельки не простые. Просит детей прочитать слоги-капельки. Дети читают.

- Капли упали на землю, образовались лужи, а буквы в них перевернулись и образовались лужи, а буквы в них перевернулись и образовались в другие слова. Прочитайте слоги в лужицах (СА-АС). После того, как дети прочитают слоги, педагог предлагает им составить слова.(Паруса, корова, рука, сани, розы). Выполнив задание, дети соревнуются друг с другом, составляя самое длинное слово.

Игра «Садоводы - любители»

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги;

закрепить в словаре детей названия цветов.

Ход игры:

Педагог предлагает детям посадить цветы на клумбу. Раздает им открытки с изображением цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку – цветы, названия которых состоят из двух слогов. В среднюю – цветы, с названиями, состоящими из трех слогов. В нижнюю - с названиями из четырех. Учитель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом – в среднюю и, наконец, - в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Игра «Найди слово - помощник»

Цель: Закрепить у детей умение находить предлоги;

развивать внимание, мышление.

Ход игры:

Воспитатель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Игра «Куда спрятался?»

Цель: Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи, грамотно составлять словосочетания; развивать внимание.

Ход игры:

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

Игра «Вылечи высказывание»

Цель: Упражнять детей в правильном подборе предлогов в словосочетаниях; развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Ход игры:

1Вариант

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

… гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

2 Вариант

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.



Игра «Вставь слово»

Цель: Закрепить у детей умение находить предлоги;

развивать внимание, мышление.

Ход игры:

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в ... лесу

под ... деревом

на ... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У ... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась ... температура.

Лодка отплыла от ... берега.

Игра «Наоборот»

Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова;

развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

Игра «Хор гласных»

Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках;

развивать внимание, мышление, память, интерес к занятиям обучению грамоте.

Ход игры:

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Игра «Внимательные покупатели»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки;

развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель:

- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

Игра «Животные заблудились»

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Ход игры:

Учитель говорит детям о том, что заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Предлагает одному ребенку их созывать, а второму внимательно слушать и рисовать на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда первый ребенок животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.

Игра «От бочки до точки»

Цель: Закрепить знания детей о согласных звуках;

развивать внимание, мышление, память, интерес к занятиям обучению грамоте;

Ход игры:

Учитель рассказывает детям о том, повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

Игра «Рыбалка»

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;

развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Игра «Телевизор»

Цель: Обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.

Ход игры:

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

Игра «Рассели животных»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Ход урока:

Учитель вывешивает на доску домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

Игра «Собери цветок»

Цель: Продолжать тренировать детей в подборе слов с определенным звуком; развивать внимание и мышление.

Ход урока:

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Игра «Нюша с кармашками»

Цель: Формировать навыки сознательного плавного чтения;

способствовать развитию внимания, мышления и памяти.

Ход игры:

В кармашек смешарику Нюше вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

Игра «Найди ошибку»

Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

Игра «Составь слово»

Цель: Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв.

Ход игры:

Суть этой игры заключена в том, что начало слова написано на доске, а окончание расклеено по классу, по методу Базарнова дети не только составляют слово, но и объясняют его значение

ГЕ ТАРА

ГО ЗЕТА

ГА СИ

ГИ РОЙ

ГУ ЛОВА



Игра «Подбери слова»

Цель: Учить детей правильно подбирать определения (прилагательные) к словам, обогащать словарный запас.

Ход игры:

Педагог называет слово и кидает мяч ребенку. Он должен подобрать к этому слову прилагательное и бросить мяч обратно.

Вода (какая?) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, холодная, теплая, горячая, ледяная, газированная, ледяная и др).

Река (какая?) – бурная, тихая, быстрая, чистая, грязная, холодная, ледяная, газированная, минеральная, мелкая, теплая, широкая, узкая и др).

Море (какое?) – соленое, бурное, тихое, штормовое, спокойное, голубое, черное, глубокое, , мелкое, соленое, синее, белое и др).

Дождь (какой?) – весенний, осенний, мелкий, моросящий, грибной, кислотный, холодный, теплый, сильный и др).

Игра «Сочинители»

Цель: Развивать у детей образное мышление, учить подбирать рифму к словам, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к занятиям русской грамоты.

Ход игры:

Учитель просит детей сочинить нелепые стихотворения. Они должны быть немного сказочными. Можно использовать даже непонятные слова, главное, чтобы сохранялась рифма.

Например:

Красно-синенький слоненок по небу летал.

Ушами сильно так махал, что птичек напугал.

Игра «Поймай звук»

Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы;

развивать фонематический слух.

Ход игры:

1 вариант:

Педагог произносит разные слова и просит детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат в слове звук «О». Если заданного звука нет – хлопать нельзя.

2 вариант:

Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч и называет слова. Дети должны поймать мяч, если в слове есть звук «О».

Игра «Один - много»

Цель: Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков», прикладывая руки к глазам, имитируя бинокль. Просит детей «посмотреть в бинокль» и ответить, что они видят много таких предметов.

Педагог:

  • Я вижу одну курицу.

Дети:

  • Мы видим много куриц.

Педагог:

  • Я вижу одно ведро.

Дети:

  • Мы видим много ведер.

Игра «Поиграем в слова»

Цель: Учить детей понимать переносное значение слов, образные слова и выражения; обогащать словарный запас.

Ход урока:

Детям предлагается к слову «золото» подобрать пару.

Например:

Золотая осень, золотые листья, золотое правило, золотые руки, золотые серьги, золотые дети и др.

Педагог объясняет, что во многих словосочетаниях слово «золото» используется в переносном значении и понимать его следует как «очень хороший или очень красивый.

Игра «Найди лишнее слово»

Цель: Закрепить знания о гласных звуках.

Ход урока:

Педагог читает слова, начинающиеся на звук «А» - арбуз, ананас, апельсин, автобус, урюк, акварель ....и просит назвать лишнее слово. Затем предлагает детям самим назвать слова, где встречается звук «У» - утка, утюг, Умка, улитка, указка, удав.

Игра «Закончи слово»

Цель: Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов.

Ход

Воспитатель называет первые слоги и просит детей закончить слово, называя количество слогов:

«Ма ....(ма), книж....(ка), сум....(ка), пес...(ня), руч....(ка), кук....(ла), ке....(се) и др.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А. С. Макаренко говорил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», поэтому каждый учитель должен учиться умело использовать игру на занятии.

 

  По мере знакомства с буквами, дети вписываются в схему слова. Ребята узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Также проводится работа над смысловыми оттенками значений частей речи (домик - домище; играть - проиграть; умный ­умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов (веселый - улыбчивый, радостный - жизнерадостный; счастливый ­удачный), а также над пониманием словосочетаний в переносном значений (лес дремлет; злая зима). Проводятся ряд игр и упражнений на образование смысловых оттенков значений имён существительных (книга - книжка, книжонка), глаголов (бежал - забежал), прилагательных (умный - умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям, на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяет сформировать у детей навык переноса в свою речь слов с различными смысловыми оттенками (белка­ - белочка, лиса - лисонька), отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей. В работе с детьми также используем фразеологизмы, пословицы. Но для этого необходимо детям разъяснять их значение. Например: «Зарубить на носу» - запомнить, «Водить за нос» - обманывать, «Бок о бок» - рядом и т.д.

Для составления рассказа по картине мы используем также технологию: «Что сначала? Что потом?», в основе, которой лежат серии картинок, по которым составляется связь их между собой и составляется рассказ. Вместе с образностью речи с помощью этой методики у детей развивается логическое мышление. Для развития умения составляет рассказ с помощью данной технологии, используем следующие игры: «Что сначала? Что потом?», «Узнай сказку и нарисуй, что должно быть в пустом квадрате», и т.д.

Следующим этапом работы было создание условий для реализации поставленных задач является оформление игр и пособий: «Подбери части к предмету», «Составь слово из слогов», « «Многозначные слова», «Скажи по-другому» - направление на формирование словаря (слова, обозначающие предмет, действие, признак и т.д.). Благодаря этим играм дети пополняли свой словарный запас и из пассивного словаря новые слова переходили в активный.

«Составь картинку из частей», «Доскажи словечко», «Что бывает круглым?» (большим, маленьким, оранжевым и т.д.) - игра на обогащения и активизацию словаря.

 «Подбери слово», «Поймай звук», «Замени звук» - эти игры позволяют детям развивать и совершенствовать фонематический слух, работать над звуковой культурой речи.

«Составь предложение по схеме», «Найди отличия», «Составь рассказ по сюжетным картинкам», «Что сначала? Что потом?» - игры на развитие связной речи и грамматического строя. С помощью этих игр дети развивают связную речь, умение грамотно выражать свои мысли, составлять предложения, развивают логическое мышление, творчество.

«Ребусы» - с их помощью дети развивают логическое мышление, связную речь, эрудицию.

Для успешного развития детей в группе создана речевая зона. Она представлена грамматическим, театральным, книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку. В речевом уголке детям предложены следующие игры: познавательные игры – лото «Чтение», «Собери пословицы»; развивающие игры –магнитная игры «Буквы», «Веселый звуковичок»; настольно-печатные «Расшифруй слова», «Почитай-ка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»; книга – игра «Весёлые буквы и слова»;  домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем».

Также созданы картотеки:

- картотека пальчиковой гимнастики;

- картотека физкультминуток;

- картотека фонематических потешек;

- картотека загадок на каждую букву.

Играть со словами, разгадывать ребусы, загадки, гораздо интереснее, чем просто читать слоги и предложения.

В ходе игры «Читаем и составляем слова» дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Кроме того, игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также развить внимание, зрительное восприятие, речь.

Для выполнения графических упражнений в уголке имеются карточки содержащие различные игровые упражнения. Такие как:  карточки с заданиями «Найди и обведи букву», «Найди каждой букве пару, «Соедини большие буквы с маленькими», «Допиши букву», «Преврати букву в …»; 

Этот рабочий материал может быть использован как для индивидуальных, так и фронтальных занятий.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. В своей работе с дошкольниками по обучению грамоте, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры.

Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.

Система мультимедийных презентаций — одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса обучения. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Необходимо отметить и взаимодействие с родителями в работе по формированию всесторонне развитой личности ребенка. Только благодаря совместным усилиям будут реализованы все поставленные задачи.

На основе всего вышесказанного, можно сделать ввод, что применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Именно начальные основы обучения несут залог успешного образовательного процесса. Проблема обучения грамоте, особенно в наши дни, является актуальной, что приводит к поиску новых методов и приемов обучения данного периода.